Стиль, пришедший на смену барокко в XVIII веке, был назван стилем рококо. Его часто называют «галантным стилем». В какой-то мере он продолжал сложившиеся традиции барокко, но приобрел и свои собственные черты. Наиболее ярко стиль рококо проявился во Франции с 1720 по 1780 год.
Костюм рококо все более отрицает свою утилитарную функцию и подчиняется лишь эстетической, приобретая черты театрально-бутафорские (рис. 12). Парики, белила, пудра, румяна становятся обязательными принадлежностями мужского и женского туалетов.
Платья носили на металлической или из китового уса конструкции в виде широкого колокола, называемого панье (корзина). При этом туфли были видны из-под платья и, естественно, играли немалую роль в ансамбле одежды. Они так же, как платье, были перенасыщены украшениями: пряжками, вышивками, кружевами, перфорациями, лентами. На туфлях появлялись даже изображения ветряных мельниц. Прически создавались преувеличенных размеров и напоминали иногда корзины с цветами, парусные корабли и т. д.
Для распространения французской моды к каждому сезону в столицы Европы посылали двух кукол: большую — в вечернем туалете и маленькую — в домашнем платье. Куклы носили имя Пандора (в греческой мифологии — женщина, движимая любопытством и открывшая запретную шкатулку, из которой вылетели в мир все несчастья). Позднее было обнаружено, что пышные юбки куклы Пандоры нередко использовались как тайники для секретной информации и выдачи государственных тайн. При Наполеоне I эта своеобразная реклама французской моды была запрещена.
К концу XVIII века постепенно французская мода утрачивает свою утонченность и изысканность. При создании костюмов участилось обращение к природным мотивам под влиянием идей Жан-Жака Руссо, призывавшего к простоте внешнего облика и поведения. Крупные исторические события, как, например, французская буржуазная революция, оказали влияние на изменения характера костюма, которые проявились в стремлении к простоте и демократичности.